ЗВЕЗДНАЯ СЕРИЯ
1. РАССУЖДЕНИЯ
Очень, ну очень интересная серия.
Каждый номинал надпечатки (НП) существует в четыре основных исполнениях, по два варианта почти всех базовых марках, плюс “дорожки” да “кресты”, ну и “перевёртки” сбрасывать со счета нельзя. И это только по Соловьёву [1]. За этой серией числится и одна из филателистических легенд , знаменитые “беззубцовые двадцать на пятнадцати” , и многомиллионные 40х15, которыми хоть пруд пруди. Но это всё хорошо известно и упоминать об этом и не стоило бы, кабы не одно пустяковое обстоятельство. Дело в том, что НП, о которой мы говорим (см. Рис 1), состоит почти из двух десятков деталей. К семи элементам Серпа и Молота, представленным на рис. 2 далее по тексту, плюсуются: сама звезда, 5 букв РСФСР в её лучах, два раза по Р с точкой и 1-3 цифры номинала.
Вот эти 18-20 элементов и должны были быть предметом нашего разговора. Мне хотелось поговорить не о почтовом выпуске, не о марках а о самой НП, её особенностях, структуре, и свойствах. Но не тут то было. Всё же каждый мало- мальски квалифицированный филателист изучение любого вопроса начинает с каталога. Пошёл этим путём и я, благо филателистической макулатуры в доме килограмм двести и есть в чём поковыряться. Пересмотрев десятка полтора каталогов ( см. Приложение и список использованной литературы), как отечественных: от Чучина-24 до Соловьёва 06, так и зарубежных от Ивера 27 до Михеля 05, я не нашел пары случаев, когда бы эта серия была описана одинаково. Прямо скажем, относительно перевёрнутых , двойных и пропущенных НП разногласий почти нет, да они меня, строго говоря, и не очень-то интересовали, а вот вопросы почтового обращения, способов печати, деления на основные выпуски и разновидности были совершенно запутаны. Действительно, стоит ли разбираться в логике выпусков, которые изданы в исключительно спекулятивных целях и не имеют почтовой направленности. Уж коли мы занимаемся почтовыми марками, так и разбираться надо с материалами прошедшими через почтовые окошки, а не Торгсиновские прилавки. К счастью, нашёлся в нашей филателии человек, который лет сорок назад не только поднял почтовые архивы сорокалетней давности, но и оставил результаты своих исследований, которыми мы сегодня можем широко и безвозмездно пользоваться. Я имею ввиду два цикла статей В. А. Карлинского, вечная ему память и глубокая благодарность от многих поколений Российских филателистов.
Это” Советские почтовые тарифы”[2 ] и ” Советские почтовые марки 1917-1941” [3] в журналах Филателия СССР за 1966-68гг. На основании приведённых там данных, а так же по другим источникам периодической филателистической печати , можно построить некую историческую версию появления этого стандартного выпуска и разграничить его почтовую и спекулятивную, или, если Вам будет угодно, коммерческую составляющую.
Шустрые ребята в правительстве Российской Федерации были и в начале двадцатых годов. Правда нефтью и газом тогда не приторговывали, но всевозможные денежные реформы, инфляции и дефолты шли перманентно. В результате этих передряг, в сентябре 1922 года вышло постановление о воспрещении ”выпуска в обращение всякого рода денежных знаков прежнего выпуска.” Почтовые марки и оказались такого рода воспрещённым денежным знаком. Что делать несчастным почтовым работникам? Срочно заказывать новые марки. Срочно! Времени на всё про всё только месяц. Смерть Ленина, когда траурный почтовый выпуск подготовили менее чем за неделю, была ещё далеко и столь быстро организовать абсолютно новый выпуск было технически невозможно. И тем не менее выход был найден: использовать запасы старых царских марок, для чего срочно сделать на них надпечатки с новой Советской символикой. А пока суть да дело, готовить новый полноценный стандартный выпуск.
Если бы можно было ограничиться набором нового текста или номинала, то наверняка он был бы выполнен типографским способом, но звезду с серпом и молотом простым набором было не изобразить. Пришлось обратится к литографскому способу печати. Тем более, что эта технология была хорошо отработана на Госзнаке: посмотрите по каталогу – большинство марок 1922 года были изданы именно этим способом печати. Согласно действующим почтовым тарифам, см таблицу далее по тексту, были запущены три номинала 5 рублей на 20 царских копейках, 20 рублей на 70 и 30 рублей на 50 тоже почти царских копейках. Как вы сами понимаете, выпуск задумывался как промежуточный, и казалось что примерно десятимиллионного тиража, который кстати обеспечивался существующими остатками, будет вполне достаточно. С зубцами, без зубцов – какая разница. Комиссары у дверей гони тираж да поскорей. Но как в типографии не торопились, а связисты оказались шустрее. К ноябрю тарифы подскочили и пятирублёвая марка уже оказалась не нужна, и в почтовое обращение передали уже только два номинала 20 на 70 и 30 на 50. Простит за фамильярность но рубли и копейки я опускаю, с одной стороны так привычнее, а с другой и так всем понятно о чём идёт речь. На Госзнаке народ работал всегда серьёзный и профессионально подготовленный. Они понимали, что литографским способом много не наработаешь и параллельно начали готовить для надпечаток и типографские клише, хотя до готового тиража было ещё далёко. Настал декабрь. Новая радость: карточка стоит уже 20 рублей ( для неё у нас есть 20 на 70) , а письмишко то уже 40 рублей вместо 30. И тут выясняется, что запасов царских то марок уже на новый номинал не найдётся. Хорошо, что к этому времени , уже несколько лет воспроизводится царская пятнадцатикопеечная марка. С одной стороны и запас есть, а если что и допечатать можно. Гравированная - перегравированная – какая разница, зато их десятки миллионов. И 5 декабря в обращение поступает новый номинал 40 рублей на 15 копейках. Как вы думаете, каким способом была сделана надпечатка? Ну и типографское клише тоже запустили в производство. Когда-то ещё оно будет готово. Долго проходила эта марка. Аж до марта продержался 40 рублёвый тариф за простое иногороднее письмо. Но в конце года уже было ясно – это тариф не на века. Начали готовить номиналы в 100 и 200 рублей. естественно на тех же 15 копейках, других то запасов не было! Новый год конечно же принёс сюрприз. Произошла очередная денежная деноминация и сто рублей 1922 года были приравнены к одному рублю 1923. Всё, полетели в тартарары все предварительные заказы на Госзнаке. Можно ли печатать марки с номиналами в прошлогодних деньгах? Продолжать печатать старые марки не стали, но тем не менее отпечатанный материал на почту сдали, хоть и продавали его за новые деньги по новым ценам. По-видимому, именно тогда появились на почте литографские НП 5 руб на 20 коп и 20 руб на 15 коп. Почему по-видимому?. Дело в том, что в достаточно подробных и обстоятельных работах В.А. Карлинского никаких дат передачи этих номиналов на почту не приведено , хотя и упоминается факт изъятия 5 рублёвой НП в феврале месяце.
Долгое время в каталогах, как отечественных, так и зарубежных, утверждалось, что эти два номинала поступили в почтовое обращение в марте 1923 года. Разбираясь в этих противоречиях, Карлинский пришёл к выводу, что в документах зачастую приводится не число первого поступления марки на почту, а дата документального оформления передачи почтовому ведомству его заказа, выполнение которого порой затягивалось на длительное время. Поэтому хоть и редко , но встречаются письма прошедшие почту ранее официально установленной даты выпуска марок, которыми они франкированы. Это даёт нам право из множества противоречивых дат, связанных с этими марками, выбрать те, которые лучше вписываются в наше детективное построение.
Я хочу ещё раз подчеркнуть, настоящая работа не научно-историческое исследование, имеющее цель установить и документально подтвердить истинную картину. Это всего лишь умозрительная попытка, на основе имеющихся противоречивых данных, сконструировать логически стройную, или хотя бы не противоречивую, версию появления этой чрезвычайно занятной стандартной серии. Решить для самого себя, где здесь почтовые марки, что появилось в каталогах в результате административно хозяйственного бардака, а что сознательно было включено в каталог дабы влезть в карманы филателистов.
Но пора вернутся к нашим баранам, то бишь НП. В Михеле 1998 г [4]против этих двух НП указана дата февраль 1923 года. В принципе эта дата хорошо вписывается в нашу модель: В начале года Госзнак скинул на почту невостребованную до сих пор продукцию, а та, за ненадобностью, передала всю эту макулатуру т. Чучину, смотри далее.. Посмотрите таблицу: ну не нужны были почте эти номиналы. Это же по десятку марок надо было бы клеить на обычную почтовую карточку или 20 штук на обычное письмо. Им это было надо? Нужны были более крупные номиналы 100 и 200 рублей. Они поступили в обращение в марте 1923 года и использовались почтой вплоть до введения Золотого стандарта в 1924 год. И последнее обращение к Михелю [5], но уже 2005 года. Против марки 5руб х 20 коп стоит дата 5 декабря 22 года. Что их заставило внести эту корректировку? Ну не нравится мне эта дата. Первый декабрьский выпуск этой серии прописан достаточно убедительно во всех публикациях и нигде не вызывал ни сомнений ни нареканий. Не было там пятирублёвого номинала.. Похоже немцы на этом деле просеклись, бог им судья.
На этом почтовая версия существования этого выпуска завершилась. При чём вот что характерно: передача тиражей из Гознака в Наркомпочтель происходила пономинально , без деления на зубцовые и беззубцовые выпуски. В советских каталогах, начиная с Чучина [6] всегда указывался суммарный тираж марок данного номинала. То же и в зарубежных- ну не могло же у них быть других источников информации.
Но история выпуска на этом не завершилась. Как вы ещё помните, Госзнак готовил типографские клише для надпечаток. Часть тиража уже изготовлена, но почте не нужна. Что с ними делать? Проблема? Это для нас проблема: найти ответ на этот вопрос. А весной 1923 года такой проблемы быть не могло. Совсем недавно, 21 сентября 22 года вышло правительственное постановление о контроле над государственными филателистическими запасами [7] в соответствии с этим постановлением была образована организация “Уполномоченный ЦК Помгола при ВЦИК по марочным пожертвованиям в России и за границей.” Персонально этим представителем был назначен Ф. Г. Чучин, старый большевик, личность в истории Советской филателии известная и неоднозначная. Так вот, весь оставшийся материал, не попавший в почтовое обращение, был передан в распоряжение этой комиссии для реализации среди филателистов. Кроме “товарной продукции”, Чучину были переданы и всевозможные отходы и технологический брак из типографии: сдвиги, перевёртки, пропуски перфорации и прочая макулатура. Описание всей этой “продукции” и её расценки были оперативно включено в ближайшее издание Каталога почтовых марок бывшей Российской империи, Р.С.Ф.С.Р. и С.С.С.Р. на 1924 год [6], а сами марки выставлены на продажу как внутри страны, так и за рубежом.
Таблица 1.
Тарифы и даты выпуска марок в почтовое обращение
Срок действия тарифа
|
1-31 /Х-22г
|
1-30/Х1-22
|
1-31/Х11-22
|
1/1-9/111-23
|
10/111-30/1V-23
|
Тариф в рублях
|
Образца 1922 года
|
Образца 1923 (1922) года
|
Вид отправления
|
карточка
|
5 рубл
|
10 рубл
|
20 рублей
|
0,5 (50) рубл
|
0,75 ( 75)
|
Письмо местное
|
5 рубл
|
10 рубл
|
20 рублей
|
0.5 (50) рубл
|
0,75 (75)
|
Письмо иногороднее
|
10 рубл
|
15 рубл
|
40 рублей
|
1,0 (100)рубл
|
1.50 (150)
|
Доплата за заказ
|
15 рубл
|
30 рубл
|
40 рублей
|
1.0 (100)рубл
|
1,50 (150)
|
Марки с
Надпечатк.
|
Дата выпуска
|
|
|
5 декабря 1922 г.***
|
Февраль
1923
|
Март
1923
|
|
Номиналы поступившие в обращение
|
|
|
20х70 зуб ,лит* 20х70 бз, лит*
30х50 зуб, лит*
40х15 зуб,лит
40х15 бз,лит
|
5х20 сз 15х20 сз
|
100х15*
200х15*
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основании всех приведённых выше рассуждений сформировалась некая
ДЕДУКТИВНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКА
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ЛИЧНАЯ И НИ ДЛЯ КОГО НЕ ОЬЯЗАТЕЛЬНАЯ.
ПОЧТОВАЯ часть
Литографская печать
1А 20руб на 70коп С зубцами 1Б 20 руб на 70 коп Без зубцов 2А 30 руб на 50 коп С зубцами 2Б 30 руб на 50 коп Без зубцов 3А 40 руб на 15 коп С зубцами 3Б 40 руб на 15 коп Без зубцов 3Ап То же на перегравированных 15 коп 3Бп То же на перегравированных 15 коп 4А 100 руб на 15 коп С зубцами 4Б 100 руб на 15 коп Без зубцов 4 Бп То же на перегравированных 15 коп 4 Бп То же на перегравированных 15 коп 5А 200 руб на 15 коп С зубцами 5 Б 200 руб на 15 коп Без зубцов 5Ап То же на перегравированных 15 коп 5 Бп То же на перегравированных 15 коп
КОММЕРЧЕСКАЯ часть
Литографская печать
06А 5 руб на 20 коп С зубцами
07А 20 руб на 15 коп С зубцами
О7Б 20 руб на 15 коп Без зубцов
Типографская печать
08А 5 руб на 20 коп с зубцами 08Б 5 руб на 20 коп без зубцов
09А 20руб на 70коп С зубцами 09Б 20 руб на 70 коп Без зубцов
010А 30 руб на 50 коп С зубцами
011А 40 руб на 15 коп С зубцами 011Б 40 руб на 15 коп Без зубцов
011Ап То же на перегравированных 15 коп 011Бп То же на перегравированных 15 коп
012А 200 руб на 15 коп С зубцами 012Б 200 руб на 15 коп Без зубцов
012Ап То же на перегравированных 15 коп 012 Бп То же на перегравированных 15 коп
СПЕКУЛЯТИВНАЯ часть
Перевёртки, двойные НП, Пропуски, сдвиги, апклячи и прочая макулатура, как описанная и расценённая в различных каталогах, так и случайная. Этот материал не интересен и не рассматривается в рамках настоящей работы.
2.ВЫВОДЫ
При массовых тиражах стандартных ВЫПУСКОВ клише с которых печатаются марки подвержены износу, деформации, ретушированию, перегравировкам и прочим искажениям. В результате этого появляются новые типы, разновидности и варианты одних и тех же
марок , вызванные естественными технологическими причинами и попавшими в широкое почтовое обращение. Классификация этих разновидностей, выяснение воспроизводимостиих на различных номиналах и являлось первоначальной целью этой работы. Однако это совершенно бессмысленно делать на разовых, а не перманентных выпусках марок. Поэтому, при обращении к этому выпуску возникла необходимость выделить массив материала, представляющего интерес с точки зрения означенной позиции. Мне кажется, что с одной стороны это удалось, а с другой стороны сам процесс решения этой задачи превратился в детективно - филателистический сюжет, представленный Вашему вниманию. И окончательный вывод :
исследованию подлежат марки с надпечатками , принадлежащие к почтовой части выпуска, как чистые так и гашеные, но только литографскими. Типографские НП выполнялись с других клише и там работают совсем другие закономерности . Не будем путать божий дар с яичницей. Объекты внимания приведены на рисунках 1 и 2.
Рисунок 1 Рисунок 2
ê - звезда, 1,2 -серп 5 – рукоятка ( молота)
РСФСР - буквы в звезде 3 - ручка серпа 6 – молот
Р. - первое, второе Р с точкой 4 - выступ (ручки) 7 – черенок(молота)
|
ОР.- ноль номинала и второе Р с точкой
3. РЕКОМЕНДАЦИИ
Начинать работу с нашим материалом следует с разборки по способу нанесения НП, т.е. отделить “литографские ”“” марки от “типографских”. К сожалению, бесспорных графических способов отличить их друг от друга установить не удалось. Основным и практически единственным различием является наличие вдавлености от клише надпечатки на клеевой стороне марки, но и этот признак может проявляться по разному. Иногда он чуть заметен на типографских марках, а иногда на литографских за рельефность можно принять некоторое просвечивание НП сквозь бумагу. Во всяком случае надо постоянно иметь в виду, что риск принять литографскую НП за типографскую относительно не велик, а вот принять типографскую за литографскую можно с гораздо большей вероятностью. Довольно часто вдавленность на обороте заметна не по всему рисунку, а только по каким-то фрагментам, например по точкам или лучам звезды. Не помогает и теория , что при литографском способе печати изображение более тонкое и чёткое, чем на типографском (или наоборот), т.к. имеются примеры тонкого и грубого рисунка в обоих случаях. Даже замечания В. А. Карлинского о цвете НП присущем тому или другому методу оказались далеко не всеобъемлющими. Разный характер типографской краски также можно найти в обоих случаях. Единственным утешением в данной ситуации является то, что марки дешёвые, не редкие и экономической целесообразности фальсифицировать их нет, разве что типографские 30 руб на 50 копейках. Так что для марок с сохранным клеевым слоем эта задача в принципе решается. Если же марка без клея, то погашеные марки с писем можно относить к литографским, т.к. только они поступали в почтовое обращение, если же клей смыт то такие идентифицировать невозможно и они из рассмотрения могут быть исключены.
Следующим шагом является выделение и отделение от общего массива НП выполненных на перегравированных 15 копеечных марках. Их тоже можно исключить из общего анализа, и вот по какой причине. Дело в том, что обычные и перегравированные марки встречаются на одном листе. Надёжной информации о том что перегравированные марки печатались на отдельных листах лично мне не встречалось. Однако в литературе неоднократно приводились данные, что они печатались совместно и в моей личной коллекции
Есть пары с обычным и перегравированным экземплярами. Это значит, что перегравированные экземпляры расположены на марочных листах хаотично, в случайном порядке, и, при таком же случайным характере расположения разновидностей НП, выделить закономерности их воспроизведения математически и практически невозможно. Конечно, и на перегравированных марках можно встретить разные типы НП, но включать их в общую систему классификации – бессмысленно.
Имеет ли смысл подбирать разновидности по оттенкам базовых марок? Наверно только для полтинников, т.к. фиолетовые и коричнево- красные марки относятся практически к разным, впрочем и равнораспространённым, тиражам. Двадцати копеечные существенных разновидностей в этом плане не имеют. Семидесяти копеечные встречаются в темном и светлом тонах, где светлокоричневому фону сопутствует светло оранжевый центр, а тёмнокоричневому фону –соответственно более насыщенный оранжевый цвет центра. Что же касается пятнадцати-копеечных марок, то там полный беспредел, от кремового до шоколадного фона и от голубого до темносинего центра. Если вы сможете подобрать такую гамму для основного номинала, то уже будет хорошо, пытаться же скрестить их с разновидностями НП дело скорее мичуринца, чем филателиста.
Теперь, когда мы дошли до анализа самих НП, уместно ещё раз повторить их квалификацию и уточнить наш подход. Итак, разновидности НП можно разделить на три группы: спекулятивные, систематические и случайные. Первые , включающие перевёртки, двойные НП, сдвиги, мы не рассматриваем. Этот материал уже исследован, описан и оценен. Случайные дефекты под общую классификацию не попадают, говорить о их воспроизводимости не приходится и здесь уж у каждого своё счастье. .Под систематическими мы подразумеваем типы НП воспроизводящиеся на разных номиналах. Это наш объект изучения.
Анализ систематических погрешностей печати целесообразно проводить на материале массовых выпусков, в ходе печатания которых успевали происходить срабатывание и корректировка клише . На марках компактных тиражей такого срабатывания не происходило и поиски систематических разновидностей среди них нецелесообразны. В нашем выпуске, действительно массовыми оказались литографские НП 20х70, 30х50, 40х15, 100х15 и 200х15. Я полагаю, что Вы простите мне фамильярное пренебрежение денежными единицами, с одной стороны мы все понимаем о чём идет речь, а с другой - так будет короче. Это реально ходившие марки и разновидности на них встречаются как на чистых так и на гашёных экземплярах. Большое количество этих номиналов, правда за исключением 30х50, встречаются и в типографском исполнении НП. Всё это относится к зубцовым маркам.
Беззубцовые марки встречаются реже зубцовых, имеют меньшие тиражи, по-видимому печатались в более короткие сроки и им досталось меньшее количество модификаций. Поэтому однозначно утверждать , что все разновидности обнаруженные на перфорированных марках, так же существуют и на резанных, было бы опрометчиво.
Описание разновидностей носит репрезентативный характер, т.е. каждая из них описывается отдельно, т.к. учесть существующие комбинации на одной марке не представляется возможным. Это не значит, что их не должно быть в коллекции. Некоторые из просто них не существуют по отдельности, однако системному учёту такие комбинации не поддаются.
4.ОПИСАНИЯ
Строго говоря, основные отличия, которые мы рассматриваем, заключаются в раздельном или слитном начертании соседних элементов НП. Зачастую их хорошо видно невооруженным глазом. Но бывает и так, что для окончательной идентификации, приходится прибегать к помощи увеличительного стекла. В обоих случаях надо учитывать возможность ошибки если зазор между фрагментами находится на темном фоне, здесь создаётся иллюзия контакта деталей, хотя на самом деле этого и не происходит
Рисунок 1 Рисунок 2
ê - звезда, 1,2 -серп 5 – рукоятка ( молота)
РСФСР - буквы в звезде 3 - ручка серпа 6 – молот
Р. - первое, второе Р с точкой 4 - выступ (ручки) 7 – черенок(молота)
|
ОР.- ноль номинала и второе Р с точкой
Структура надпечатки и её элементы представлены на Рисунках. Изучение материла целесообразно проводить по фрагментам объединяющим следующие элементы: МОЛОТ –6, 5, 7,1,2; СЕРП –1,5,2,ê; ВЫСТУП – 3,2,4,5;
БУКВЫ - РСФСР,ê, 3,5; НОМИНАЛ- Р.,цифры, Р.
Внутри фрагмента элементы расположены компактно и это позволяет более целенаправлено сосредоточить на них внимание при просмотре материала.
Фрагмент МОЛОТ
Черенок (7) заслуживает особого внимания, которого он был лишён в течении многих десятилетий. Во-первых он может элементарно отсутствовать, во-вторых он может существовать с молотом слитно или раздельно, в –третьих, при слитном варианте он может существовать как в форме чётко очерченного элемента на прямолинейном контуре молота, так и в виде треугольного нароста на нём, а при раздельном, как в форме чётко очерченного элемента, так и в виде тонкой линии или просто точки.
Звания присваиваются по номинациям: организация и популяризация, исследовательская работа, выставочная деятельность (участие). Присвоение звания может быть регулярным, приуроченным к каким либо общественным или филателистическим событиям или юбилейным датам в жизни соискателей.
Фрагмент СЕРП
1. В штатном исполнении элементы серпа (1и2) рукоятки молота (5) не
касаются. Тем не менее существуют варианты как парных контактов (1-5)
и (2-5), так и сквозного слияния (2-5-1).
2. Касание нижнего изгиба серпа (2) внутреннего угла звезды (ê)
встречается не так уж редко.
Фрагмент ВЫСТУП
Элемент «выступ» (4) , как и черенок, заслуживает особого внимания и по тем же причинам.
Он может отсутствовать, контактировать с соседними элементами и иметь различную форму или величину.
Фрагмент БУКВЫ
В штатном варианте буквы РСФСР расположенные внутри лучей звезды не касаясь её. Но расстояния между ними мало и контакт между ними не только возможны, но и имеют место быть. При чем касание одной буквы может иметь 5 вариантов, двух 10, а трёх уже 15. Итого их может быть 41, а при 7 номиналах и 4 исполнениях - «сумашедшие цифры» получаются, как говаривал классик. Репрезентативный характер нашей работы, на который мы ссылались выше, подсказывает выход из сложившегося положения: можно остановиться на количественном представлении таких касаний. Тогда для каждого номинала будет достаточно представить :
1.Касание контура звезды одной буквы
2. касание контура звезды двумя буквами
3. касание контура звезды тремя буквами
4. касание контура звезды четырьмя буквами
К этому же фрагменту следует отнести касания буквами Р серпа и молота
Фрагмент НОМИНАЛ
Вариации перечисленные в этом фрагменте могут классифицироваться и как случайные, (они означены курсивными цифрами : 1,3,6,7,8, ) и как систематические ( 2,4,5).
1 Касание первой точкой цифры номинала,
2. касание первой точкой первого Р,
3. касание первой точкой Р и цифры номинала
4. касание вторым Р последней цифры номинала
5. перемычка между Р и последней цифрой номинала
6. широкая перемычка между Р и последней цифрой номинала,
5.НАХОДКИ
Информация по обнаруженным разновидностям на конкретных марках по-фрагментарно сведена в таблицы. В строках слева означены описанные выше разновидности. Сверху столбцов указаны номиналы к которым они относятся.
20х15 опущено, по причине отсутствия информации. Цифрами внутри ячеек обозначены марки, на которых эти разновидности реально встречались автору.
При этом цифрами обозначены:
Для большинства марок полагается, что в штатном исполнении все элементы НП выполнены раздельно , не соприкасаются друг друга и разновидностью считается их слитное состояние. В альтернативных случаях, когда в основном исполнении элементы выполнены слитно, и разновидностью должно считаться их раздельное состояние, в соответствующих ячейках добавляется☻☻☻ знак ☻, что означает, что наряду с обычно слитным состоянием встречается и раздельное. Отсутствие какой-либо разновидности в таблицах, говорит только о том, что она не встречалась автору в процессе его работы, но отнюдь не отрицает ни её существования в принципе, ни её особой редкости при встрече.
Таблица 2.
Разновидности НП в фрагменте Молот.
Молот.
|
5х20
|
20х70
|
30х50
|
40х15
|
100х15
|
200х15
|
Молот
|
тонкий
|
|
1 3
|
1
|
3
|
1
|
1 3
|
грубый
|
|
1 3
|
1
|
3
|
1
|
1 3
|
Молот и рукоятка
|
6 и 5
|
1 3
|
☻
|
1
|
1 3
|
1 4
|
1
|
Молот и серп
|
6 и.2
|
|
1 3
|
|
1 34
|
1
|
|
6 и 1
|
|
|
|
|
|
|
Черенок молота
|
нету
|
|
1
|
1
|
1 2 3
|
|
|
черта
|
|
1
|
|
|
|
|
пятно
|
|
1
|
1
|
1 3
|
1
|
1
|
6 и 7
|
|
1
|
1
|
1 3
|
1
|
1
|
Серп и выступ .
|
5х20
|
20х70
|
30х50
|
40х15
|
100х15
|
200х15
|
Серп и звезда
|
2 и 8
|
|
1 3
|
1
|
1 3
|
1
|
|
Серп и рукоятка
|
5 и 1
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5 и 2
|
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
Выступ
|
отсутствует
|
|
1 3
|
1
|
1 3
|
|
|
4 и 2
|
|
1 3
|
1
|
1 3
|
|
|
черта
|
|
1 3
|
1
|
|
|
|
пятно
|
|
1 3
|
|
1 3
|
1
|
|
4 и 5
|
|
1 3
|
|
1 3
|
1 2
|
1
|
2 -4 -5
|
|
1 3
|
1
|
1 3
|
1
|
1
|
Серп и ручка
|
3 и 2
|
|
|
|
|
|
|
3-2-4-5
|
|
1 3
|
1
|
3
|
1
|
1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблина 3
Разновидности НП в фрагментах Серп и Выступ
Таблица 4
Разновидности НП в фрагменте Буквы
Буквы
|
5х20
|
20х70
|
30х50
|
40х15
|
100х15
|
200х15
|
Касание буквами
РСФСР
контура звезды
|
одной
|
3
|
1
|
|